Что нового?
Форум ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2113, 2114 и 2115. Тюнинг, переделки, ремонт.

Приветствуем вас на нашем форуме! Тут вы найдете информацию пожалуй почти о всем, что может случиться с этими машинами. Присоединяйтесь!

Доработка (регулировка) термостата 21082

Владимир_666

Активный автомобилист
Регистрация
27 Сен 2012
Сообщения
435
Возраст
37
Откуда
Барнаул
Авто
ваз21093, 1500 карб, 1999год
Флуд тут, здесь доработки

прошу прощения за плогиат, оригинал находится тут.
в планах попробовать сделать данную модернизацию.

"В Интернете уже приводились доработки термостатов, для возможности их регулировки. Регулировка позволяет уйти от такого недостатка, как разброс температуры открытия клапана существующих термостатов. Из-за чего многие меняют вставки или целиком термостаты. Вариант предлагаемой доработки заключается в том, что в термостат
21082-1306010 производства Орловского предприятия "Орлэкс" Рис.1,
вводится элемент регулировки, позволяющий легко изменять температуру
начала открытия клапана термостата. Тем самым, подбирая оптимальный
режим температуры работы двигателя не только в зависимости от разброса параметров термостатов, но и от сезона зима-лето.
Доработка сводится к тому, чтобы заставить клапан термостата открываться раньше или позже, в зависимости от
поддерживаемой в двигателе температуры. В качестве элемента регулировки, после некоторых теоретических изысканий, мы выбрали обычный водопроводный вентиль (кранбукса) от
импортного крана. цена его в магазине составила 26,00 руб. Рис.2. Для крепления вентиля в корпусе термостата подобрали, тут же, гайку (футерку) у которой внутренняя резьба соответствовала резьбе крепления вентиля. Рис.3
И началась доработка корпуса термостата и штока вентиля. Вначале в корпусе термостата просверлили отверстие под вентиль диаметром 17 мм. Сверлится силумин хорошим сверлом очень легко, на малых оборотах, так что просверлить отверстие труда не составило Рис.4 Затем произвели доработку штока вентиля, предварительно разобрав его Рис.5 и Рис.6
Пришлось немного доработать шток так,
чтобы нижний конец термоэлемента садился в гнездо, как в штатной конструкции. Ри.7 и Рис.8
Дорабатываем футерку, превратив ее в гайку Рис. 9
Теперь все готово, собираем конструкцию. Вставляем вентиль в корпус термостата Рис.10 и закручиваем изнутри гайку Рис.11, которую ранее сделали из футерки.
Оказалось, что проще крутить вентиль, гайка при этом в корпусе не прокручивается. Затягиваем вентиль так, чтобы он плотно сидел на резиновой прокладке, но особо не усердствуем.
Далее вставляем шток в вентиль Рис.11, хотя это можно сделать и перед установкой вентиля в
корпус термостата.
Все! Корпус в сборе с вентилем
готов. Вид на термостат через
выпускной патрубок. В нем
хорошо виден шток, на который
будет установлен торец клапана
Рис.12
Вставляем термоклапан на штатное место Рис.13. На Рис.14 видно, что выдвижной шток термоклапана сидит в гнезде штока вентиля. Поворачиваем ручку вентиля, шток вентиля опускается, освобождая выдвижной шток термоклапана Рис. 15.
Все работает, поворачиваем вентиль так, чтобы шток термоклапана вошел в гнездо штока вентиля Рис.14 и идем проверять работу системы в кастрюле с водой. Нагреваем воду до температуры 85-
87 С. и опускаем корпус в воду. Если клапан не открылся, поворачиваем ручку регулятора по
часовой стрелке и опять опускаем в воду. Таким образом, добиваемся начало открытия клапана на указанной температуре.
На хвостовик вентиля надеваем ручку, сделанную из пластмассового колпачка и затягиваем винтом. Колпачок - ручка прижимается к корпусу термостата и тем самым, устраняет
возможность самостоятельного поворота вентиля из-за вибрации Рис. 16; 17.
На ручке вентиля и на корпусе термостата делаем риску, это будет нулевая точка открытия

термостата 85.
В дальнейшем, м ожно будет изменять температурный режим двигателя по необходимости, в
зависимости от сезона, поворачивая ручку вентиля вправо или влево относительно нулевой ри ски.
И тем самым подбирать оптимальную температуру работы двигателя. "

view.pic


view.pic


view.pic


view.pic
 

Вложения

  • 1.jpg
    1.jpg
    87.5 KB · Просмотры: 10
  • 2.jpg
    2.jpg
    89.7 KB · Просмотры: 11
  • 3.jpg
    3.jpg
    89 KB · Просмотры: 9
  • 4.jpg
    4.jpg
    58.6 KB · Просмотры: 11
Последнее редактирование модератором:
Взято с лада2111
Если решили заменить термостат на новый, то вместе с этим можно сразу же его и доработать :)
Доработка термостата приносит свои плюсы и минусы. В этой статье остановимся на том, каким образом можно самому переделать термостат ВАЗ 21082, и что для этого потребуется.
P2.jpg


Почему в машинах с 6ти дырочным термостатом теплее ?
Теплее в них не потому, что там появился шестой штуцер, а из за уменьшения байпас канала.
А новый штуцер служит для избавления от постоянно протекающего тройника обратки печки.
Сравнение байпас каналов 6ти дырочного термостата - 11мм(слева) и 5ти дырочного - 16мм(справа)

a1.jpg


На что влияет байпас ?
Через байпас канал охлаждающая жидкость (ОЖ) циркулирует по малому кругу. И чем меньше диаметр байпас канала, тем больше ОЖ протекает через отопитель. Поскольку создается дополнительное сопротивление при протоке ОЖ по малому кругу минуя печку.
То есть уменьшая диаметр байпаса Вы увеличиваете проток через печку, то есть в салоне автомобиля будет теплее.

Уменьшение байпас канала для 5ти дырочного термостата:

Сразу хочу заметить, что при сужении байпас канала в 5ти дырочном термостате(ТС) могут быть проблемы:
Проблемы связанные с омыванием термоэлемента. То есть, если в 6ти дырочном термоэлемент омывается ОЖ байпаса и ОЖ выходного (холодного) патрубка печки, то в 5ти дырочном омывается только ОЖ байпаса.

Для того, чтобы уменьшить байпас до нужной величины можно выпилить из алюминиевой пластинки пластинку.
Пластинка должна точно ложиться внутри, как показано на рисунке.
Далее пластину нужно закрепить, для этого можно использовать холодную сварку или заклепки.
Следите за тем, чтобы заклепки не мешали закрытию малого круга.
После в пластинке сверлим новое отверстие.

a2.jpg


a3.jpg


a4.jpg


a5.jpg
 
Еще один вариант крепления.

b1.jpg



Уменьшение байпас канала для 6ти дырочного термостата

В отличии от 5ти дырочного ТС в 6-ти дырочном ТС не вижу ни одной проблемы с заужением байпаса ! Т.к. кроме ОЖ байпаса на термоэлемент попадает и ОЖ из печки.

Технология уменьшения байпаса канала тут точно такая же, за исключением того, что мы делаем подключение обратки печки на ТС. На этот штуцер:

a6.jpg


В чем тут будет разница после уменьшении байпаса?
Разница будет в том, что температура ОЖ попадающей на термоэлемент, будет зависеть от процентного отношения ОЖ прошедшей через отопитель, и прошедшей напрямик через байпас. А так же от падения t в радиаторе отопителя.
Если падение t в радиаторе отопителя зависит в большей степени от нагрузки на радиатор - температуры забортного воздуха и скорости вентилятора соответственно, то процентное соотношение рассматриваемых потоков зависит как раз от диаметра байпаса.

Соответественно, чем сильнее мы уменьшим байпас, тем сильнее будет зависимость t двигателя от нагрузки на печку.
Результат после уменьшения байпас канала на 5ти дырочном термостате до 6мм (считаю, что можно было бы уменьшить и до 4мм)
t двигателя на ходу при 0..-5 и выключенном отопителе: 87-88 гр
на ходу, тепло на макс 1-2 скорость отопителя 88-90
на ходу, тепло на макс, 3(мах) скорость отопителя 90

t двигателя на ходу при минус 10 и выключенном отопителе: 86-87 гр
на ходу, тепло на макс 1-2 скорость отопителя 88-89
на ходу, тепло на макс, 3(мах) скорость отопителя 89

t двигателя на ходу при минус 15 и выключенном отопителе: 86-87 гр
на ходу, тепло на макс 1-2 скорость отопителя 88-89
на ходу, тепло на макс, 3(мах) скорость отопителя 90

t двигателя на ходу при минус 20 и выключенном отопителе: 86-87 гр
на ходу, тепло на макс 1-2 скорость отопителя 88-89
на ходу, тепло на макс, 3(мах) скорость отопителя 90-91

t двигателя на ходу при минус 25 и выключенном отопителе: 86гр
на ходу, тепло на макс 1-2 скорость отопителя 88-89
на ходу, тепло на макс, 3(мах) скорость отопителя 90-93

на холостом ходу (хх): t на max, отопитель на 1-2 скр (максимально достигаемая температура - в среднем при простое на ХХ в течении 15-20 минут, начиная с 88 градусов при остановке)
забортная, t двигателя, t
0 95
-5 95
-10 93
-15 91
-20 88
-25 86-87
То есть на ХХ при заметном понижении температуры окружающего воздуха, тепла от двигателя уже не хватает (это связано с 16кл ДВС)
Заключение

После заужения байпас канала в салоне десятки стало заметно теплее.
Минусы уменьшения канала - примерно на 20% замедлился прогрев двигателя до рабочей температуры (но в автомобиле и теплее становится быстрее)

Заключение

После заужения байпас канала в салоне десятки стало заметно теплее.
Минусы уменьшения канала - примерно на 20% замедлился прогрев двигателя до рабочей температуры (но в автомобиле и теплее становится быстрее)
 
Доработка 5ти дырочного термостата ВАЗ 2110

Смысл идеи сводится к тому, что из 5ти дырочного термостата делается 6ти.

P1.jpg


Корпус термостата (ТС) с просверленным дополнительным отверстием под патрубок, рядом - сам патрубок, резьба М18х1, внизу слева дроссельная шайба, справа - оголовок ТС, между этим всем термоэлемент (ниже) и регулировочный болт с контргайкой (выше).

P2.jpg


Установленную на место дроссельную шайбу, в оголовке в центре ножка-опора элемента с просверленным отверстием и резьбой (М6 или М5).

P3.jpg


Патрубок вкручен и прилеплен холодной сваркой, др. шайба вклеена ей же, установлены термосиловой элемент и регулировочный болт.

Доп.патрубок - для того, чтобы обратка из печки попадала в измерительную полость ТС и не происходило переохлаждение двигателя от печки. Этот патрубок должен быть параллелен такому же патрубку на печку.

Дроссельная шайба - для усиления тока ОЖ через печку при открытом малом круге (без нее будет плохо). Перепада давлений почти не будет. Диаметр отверстия - 8мм.

Регулировочный болт - упирается в ножку элемента, что позволяет регулировать температуру открытия ТС снаружи.
ТС82 обычно холодные, так что переделка тоже нужна. Тем более пока все разобрано.

Еще ТС82 из "карбюраторного" был превращен в "инжекторный" путем сверления и нарезания резьбы под ДТОЖ.

P4.jpg


Под капотом хорошо видно новый шланг и регулировочный болт.

P5.jpg


Под ГТЦ - тройник. На более новых машинах его надо разворачивать. Почти не видно заглушку патрубка на приемной трубе помпы.

P6.jpg


Заключение

Если у Вас нет желания расставаться со старым термостатом и есть желание его дорабатывать, городить перегородку, делать дроссельную шайбу, вкручивать новый патрубок, то можете попробовать. Но на мой взгляд лучше купить уже готовый 6ти дырочный термостат за 350р. и установить подходящим для Вас способом.


И еще, об эволюции ТС
 
Последнее редактирование:
завтра на работе у шефа возьму мульти тестер с термопарой и потестирую эту доработку....

на первый взгляд, при выкручивании болтика регулировочного вроде открытие происходит при более высокой температуре но и клапан открывается меньше.... и за еденицу времени количество жидкости проходит меньше!!! а это значит что при большей нагрузке в целом на авто, температура двига поднимется к приделу (вкл. вентилятора) короче выводы делайте сами!
Я думаю, термостаты всё таки прийдётся менять как летние покрыхи на зимние!
 
Последнее редактирование модератором:
завтра на работе у шефа возьму мульти тестер с термопарой и потестирую эту доработку....

на первый взгляд, при выкручивании болтика регулилировочного вроде открытие происходит при более высокой температуре но и клапан открывается меньше.... и за еденицу времени количество жидкости проходит меньше!!! а это значит что при большей нагрузке в целом на авто, температура двига поднимется к приделу (вкл. вентилятора) короче выводы делайте сами!
Я думаю, термостаты всё таки прийдётся менять как летние покрыхи на зимние!
ну, эта тема для экспериментаторов, мне вполне , за глаза , стока 21082, остальное ( сугубо ИМХО) жестокий БДСМ :eek:
 
ну, эта тема для экспериментаторов, мне вполне , за глаза , стока 21082, остальное ( сугубо ИМХО) жестокий БДСМ :eek:

мне эта доработка сразу не понравилась но в эту какашку я всё таки вступил.... сделал дырдочку, резьбу....

пока плохого не скажу но жалко конечно лузаровскую половинку термостата, без дырки и болта было б красивше:D
прамовская половинка термоса сделанна похуже:)
 
сварил вчера "суп" из старого термостата.начало тткрытия было 78-80 градусов. толщина штока термоэлемента приблизительно 3,9 мм. рассверлил посадочное место сверлом 4,2 с последующем заглублением в 1 мм. температура открытия сдвинулась до 85-86 градусов.
моя схема подключения
в качестве заглушки использован кусок шланга, в который был вставлен старый датчик вентилятора радиатора
 
Сверху