alexan9r
Новенький
Очень часто нарушения нормальной работы
двигателя на холостом ходу (хх) связаны с
неисправностями ЭПХХ - экономайзера
принудительного холостого хода. Здесь собран
мой собственный опыт и опыт Нивской
конференции auto.ru в отношении ЭПХХ
карбюратора 21073-1107010 "Солекс".
Посмотрите также принципиальную схема
блока управления ЭПХХ и рекомендации по его
доработке в статье FORA-Vlad'а .
1. Назначение, состав и принцип действия
ЭПХХ отключает систему хх на принудительном
холостом ходу (ПХХ) во время торможения
двигателем, при движении под уклон или при
переключении передач. Тем самым
предотвращается как непроизводительный
расход бензина, так и загрязнение атмосферы,
поскольку в условиях ПХХ условия сгорания
рабочей смеси в цилиндрах ухудшаются, и
содержание CO и CH резко возрастает. При
выключении зажигания подача топлива также
прерывается. Это исключает дизелинг -
самопроизвольное воспламенение смеси в
цилиндрах.
Экономия топлива благодаря ЭПХХ составляет
0,2...0,5 л на 100 км пробега. Дизелинг же
может привести к весьма неприятным
последствиям, например, из-за возможных
"обратных ударов" (преждевременные вспышки
в цилиндрах при движении поршня вверх в
такте сжатия). Поэтому убирать ЭПХХ (заменяя
клапан заглушкой или удаляя его запорную
иглу) не рекомендуется - и не только по
экологическим соображениям.
При отпущенной педали газа отключение
подачи топлива происходит при частоте
вращения коленчатого вала более 2100 об/
мин. При снижении частоты вращения до 1900
об/мин подача топлива возобновляется, и
двигатель постепенно выходит на режим
холостого хода. То, что пороги срабатывания
при росте оборотов и их снижении разные (это
называется "гистерезис"), обеспечивает
устойчивость работы двигателя.
Исполнительным элементом ЭПХХ является
электромагнитный клапан (ЭМ-клапан),
запорная игла которого перекрывает подачу
топлива через жиклер холостого хода
карбюратора. Включение и выключение ЭМ-
клапана осуществляет блок управления ЭПХХ.
Блок управления ЭПХХ (маркировка для
ВАЗ-21213 "5013") расположен под капотом на
передней стенке салона над аккумулятором -
черная пластмассовая коробочка с разъемом и
подключенным к нему жгутом. Обороты
двигателя (для порогов 1900 и 2100 об/мин) он
определяет по сигналу на первичной обмотке
катушки зажигания, а то, что педаль газа
отпущена - по концевому выключателю
(зеленый провод с фишкой, идущий из района
правого переднего угла карбюратора).
Подробнее о блоке управления рассказано
ниже.
ЭМ-клапаны в продаже я встречал трех типов.
Тот, на который одето тонкое резиновое
колечко круглого сечения - не наш, это для
карбюраторов семейства "Озон". Для "Солекса"
нужно покупать клапан с резиновой
прокладкой в виде трубки высотой 6 мм.
Лучше брать "толстый" с диаметром хвостовой
части ~20 мм (обмотка из более толстого
провода), но можно и тонкий (~13 мм).
Качество этих ЭМ-клапанов просто аховое. В
конференции был описан случай, когда из двух
десятков клапанов был отобран только один (!)
исправный. Поэтому лучше подбирать его
прямо около магазина, заранее договорившись
о замене. При продаже их нередко проверяют
на щелчок от стоящего у продавца
аккумулятора, но один-два щелчка говорят
только о целостности обмотки электромагнита.
А как он будет вести себя на машине - совсем
другое дело. Например, после установки в
карбюратор игла может застревать в жиклере.
Жиклер холостого хода согласно "Руководству по
техническому обслуживанию и ремонту"
должен иметь маркировку "39". В книге А. С.
Тюфякова "Карбюраторы семейства "Солекс"
указан диапазон 39-44. Чем больше номер, тем
больше диаметр центрального отверстия
жиклера и выше предельные обороты ХХ.
Реально мне встречались в карбюраторах Нивы
жиклеры 39, 40 и 41.
двигателя на холостом ходу (хх) связаны с
неисправностями ЭПХХ - экономайзера
принудительного холостого хода. Здесь собран
мой собственный опыт и опыт Нивской
конференции auto.ru в отношении ЭПХХ
карбюратора 21073-1107010 "Солекс".
Посмотрите также принципиальную схема
блока управления ЭПХХ и рекомендации по его
доработке в статье FORA-Vlad'а .
1. Назначение, состав и принцип действия
ЭПХХ отключает систему хх на принудительном
холостом ходу (ПХХ) во время торможения
двигателем, при движении под уклон или при
переключении передач. Тем самым
предотвращается как непроизводительный
расход бензина, так и загрязнение атмосферы,
поскольку в условиях ПХХ условия сгорания
рабочей смеси в цилиндрах ухудшаются, и
содержание CO и CH резко возрастает. При
выключении зажигания подача топлива также
прерывается. Это исключает дизелинг -
самопроизвольное воспламенение смеси в
цилиндрах.
Экономия топлива благодаря ЭПХХ составляет
0,2...0,5 л на 100 км пробега. Дизелинг же
может привести к весьма неприятным
последствиям, например, из-за возможных
"обратных ударов" (преждевременные вспышки
в цилиндрах при движении поршня вверх в
такте сжатия). Поэтому убирать ЭПХХ (заменяя
клапан заглушкой или удаляя его запорную
иглу) не рекомендуется - и не только по
экологическим соображениям.
При отпущенной педали газа отключение
подачи топлива происходит при частоте
вращения коленчатого вала более 2100 об/
мин. При снижении частоты вращения до 1900
об/мин подача топлива возобновляется, и
двигатель постепенно выходит на режим
холостого хода. То, что пороги срабатывания
при росте оборотов и их снижении разные (это
называется "гистерезис"), обеспечивает
устойчивость работы двигателя.
Исполнительным элементом ЭПХХ является
электромагнитный клапан (ЭМ-клапан),
запорная игла которого перекрывает подачу
топлива через жиклер холостого хода
карбюратора. Включение и выключение ЭМ-
клапана осуществляет блок управления ЭПХХ.
Блок управления ЭПХХ (маркировка для
ВАЗ-21213 "5013") расположен под капотом на
передней стенке салона над аккумулятором -
черная пластмассовая коробочка с разъемом и
подключенным к нему жгутом. Обороты
двигателя (для порогов 1900 и 2100 об/мин) он
определяет по сигналу на первичной обмотке
катушки зажигания, а то, что педаль газа
отпущена - по концевому выключателю
(зеленый провод с фишкой, идущий из района
правого переднего угла карбюратора).
Подробнее о блоке управления рассказано
ниже.
ЭМ-клапаны в продаже я встречал трех типов.
Тот, на который одето тонкое резиновое
колечко круглого сечения - не наш, это для
карбюраторов семейства "Озон". Для "Солекса"
нужно покупать клапан с резиновой
прокладкой в виде трубки высотой 6 мм.
Лучше брать "толстый" с диаметром хвостовой
части ~20 мм (обмотка из более толстого
провода), но можно и тонкий (~13 мм).
Качество этих ЭМ-клапанов просто аховое. В
конференции был описан случай, когда из двух
десятков клапанов был отобран только один (!)
исправный. Поэтому лучше подбирать его
прямо около магазина, заранее договорившись
о замене. При продаже их нередко проверяют
на щелчок от стоящего у продавца
аккумулятора, но один-два щелчка говорят
только о целостности обмотки электромагнита.
А как он будет вести себя на машине - совсем
другое дело. Например, после установки в
карбюратор игла может застревать в жиклере.
Жиклер холостого хода согласно "Руководству по
техническому обслуживанию и ремонту"
должен иметь маркировку "39". В книге А. С.
Тюфякова "Карбюраторы семейства "Солекс"
указан диапазон 39-44. Чем больше номер, тем
больше диаметр центрального отверстия
жиклера и выше предельные обороты ХХ.
Реально мне встречались в карбюраторах Нивы
жиклеры 39, 40 и 41.