Что нового?
Форум ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2113, 2114 и 2115. Тюнинг, переделки, ремонт.

Приветствуем вас на нашем форуме! Тут вы найдете информацию пожалуй почти о всем, что может случиться с этими машинами. Присоединяйтесь!

СХОД-РАЗВАЛ

C

Cosmas

Guest
Итак, вам необходимо сделать СР. Что нужно сделать перед визитом на сервис?

Покрышки слева и справа должны иметь одинаковую размерность и быть идентичны по модели.
Все четыре колесных диска должны быть абсолютно одинаковые по всем параметрам (посадочный диаметр, ширина, вылет). Это условие особенно важно для регулировок на компьютерных стендах.
Параметры дисков должны соответствовать техническим требованиям вашего автомобиля. Так, например, нежелательно ставить на ВАЗ-08(09) диски от "классики" и наоборот, т. к. они имеют разный вылет, что приводит к изменению плеча обката колеса, заданного конструкцией подвески. То же самое будет при использовании на Ниве волговских дисков и вообще - дисков с вылетом меньше штатного.
Если ваше желание сделать СР связано с установкой нового комплекта резины, то не спешите устанавливать резину на автомобиль, пока как следует не отдефектуете ходовую часть и не устраните неисправности. Частенько бывают такие случаи, когда клиент, "переобувшись", приезжает на СР, а мастер находит у него какую-то неисправность, не позволяющую сделать эту операцию. Хорошо, если этот дефект можно устранить на месте, но бывает так, что неисправность имеет более глобальный характер, что не позволяет устранить ее сейчас же, т. к. требует от клиента больших материальных затрат. И приходится ему энное количество времени ездить на новой резине без СР, что иногда бывает губительно для оной.
Обратите внимание, какое положение занимает руль вашей машины при движении по прямой и одинаковое ли количество оборотов он имеет влево и вправо от этого положения. Впоследствии, заострите внимание мастера на этой информации.
Выровняйте давление в колесах согласно инструкции.
Конечно, все перечисленные выше пункты хороший мастер по СР должен отследить сам. Но это уж, как говорится, на кого нарветесь. Поэтому лучше перестраховаться.

Итак, вы уже у ворот автосервиса. Если вы здесь впервые и никто из ваших знакомых здесь тоже не бывал, то основная задача не нарваться на откровенную "лажу". Несколько советов.

Не мешало бы поинтересоваться, имеется ли у сервиса сертификат качества на данный вид услуг.
Узнайте, какой объем работ входит в предложенные расценки. До сих пор еще существуют "заповедники", где ограничиваются только развалом и схождением, а про кастер и слыхом не слыхивали, не говоря уж о смещениях передней и задней осей и т. д.
Внимательно наблюдайте за процессом проверки и регулировки.

Процесс регулировки СР

Перед началом регулировки опытный мастер должен внимательно осмотреть машину, произвести диагностику ходовой части, проверить давление в колесах. При обнаружении недостатков поставить в известность клиента и отсрочить выполнение СР до устранения неисправностей.

Обязательной составной частью подготовительных операций является операция "компенсации биения обода колеса". Практически любой колесный диск имеет искажения геометрической формы. Чтобы исключить влияние этих искажений на результаты регулировки и проводится операция "компенсации". Внешне это выглядит так: вывешивается передний (или задний) мост автомобиля, навешиваются приборы на колеса, и каждый прибор индивидуально регулируется под то колесо на котором он находится. В принципе этих тонкостей знать рядовому автолюбителю необязательно. Но если вы вдруг заметили, что мастер пропустил эту операцию, это должно вас насторожить. Исключение составляют стенды последнего поколения (т. н. 3D-технология), где "компенсация" производится без вывешивания мостов, а путем прокатывания машины взад-вперед.

Следующий этап: общая диагностика геометрии ходовой части согласно показаниям приборов и выявление недостатков, которые могут влиять на устойчивость и управляемость автомобиля независимо от качества регулировки СР (смещение лонжеронов, смещение мостов и т. п.).

Понятие СР вмещает в себя не только регулировку развала и схождения, но и замер и по возможности регулировку еще нескольких параметров, о которых я расскажу ниже.



Оптика или компьютер?

Перед клиентом всегда стоит вопрос, куда ехать: на оптический или на компьютерный стенд? Разрешу извечные споры на эту тему: можно сделать ОДИНАКОВО ПЛОХО как на первом, так и на втором. В конечном итоге все зависит от мастерства "развальщика" и от того, с какой любовью он относится к своему оборудованию и вообще - к своей профессии. Стенд может быть наикрутейшим, но если он не проходит регулярную проверку и не откалиброван должным образом, то вся его точность сводится на "нет".

Оптические стенды более просты, но надежны в эксплуатации. Правда, точность измерения на порядок ниже. Существенным недостатком оптических стендов является то, что он единовременно может диагностировать только одну ось (переднюю или заднюю). Как правило делается только "передок" и мы не видим, что творится с задним мостом. Между тем, погрешности углов заднего моста могут влиять на управляемость и устойчивость автомобиля в несколько раз сильнее, чем передний мост. На оптическом стенде не видно очень важного параметра - повернутости заднего моста, которая задает т. н. "угол движения" автомобиля. Поэтому при регулировке на оптическом стенде всегда остается вероятность того, что руль будет иметь некоторый наклон при движении а/м по прямой.

Компьютерный стенд с замкнутым контуром измерения свободен от этого недостатка. Кроме того, на нем знающий специалист легко может выявить все недостатки в геометрии кузова (была машина в аварии или нет), поскольку диагностируются оба моста одновременно, их взаимное расположение по отношению к оси симметрии автомобиля (повернутость, смещение и т. д.). Но оговорюсь сразу: существуют компьютерные стенды с незамкнутым контуром измерения и стенды старых годов выпуска с несовершенными программами. Их функциональность гораздо ниже предыдущих. Поэтому надо знать, куда ехать.

Еще один "плюс" компьютерной регулировки состоит в получении документальной распечатки результатов регулировки. Другое дело, что не каждый в состоянии понять, что обозначают те или иные напечатанные там параметры. Желающим могу по возможности разъяснить их.
 
ris1.gif

Развал передний (Camber) - это угол наклона колеса по отношению к дорожному покрытию в вертикальной плоскости (угол "альфа" на рисунке). Если верхняя часть колеса наклонена к центру автомобиля, то развал отрицательный, если наружу, то положительный. В нашем случае развал составляет: для левого колеса - +33' (минуты) для правого - +36'. Оба значения находятся в поле допуска. Важно! Левый и правый развал по величине должны быть максимально приближены друг другу. Разность между ними выражает следующий параметр.

Разность развалов не должна превышать 30', т. к. может вызывать увод а/м от прямолинейного движения.
ris2.gif

Схождение переднее раздельное (Partial Toe) - угол между продольной осью автомобиля и плоскостью, проходящей через центр левого или правого колеса в отдельности.

Схождение переднее суммарное (Total Toe) получается в результате арифметического сложения значений раздельного схождения. В нашем случае равно +15', что находится в поле допуска.
ris3.gif

ris4.gif

Продольный наклон оси поворота - кастер (Caster) - угол между осью поворота колеса и вертикалью на виде сбоку. Кастер является очень важным параметром. Разница в значениях кастера для левого и правого колес свыше допустимых значений приводит к уводу а/м в сторону колеса, имеющего меньшее значение. Разность значений кастера выражается следующим параметром.

Разность наклонов - получается в результате вычитания из большего значения кастера одного из колес - меньшего и не должна превышать 30' (в нашем случае составляет 7').

Смещение передней оси (Set-back) - характеризует симметричность расположения передних колес относительно оси симметрии автомобиля. Передняя (задняя) ось - это линия, проведенная между центрами вращения левого и правого колеса соответственно. Внимание! Очень важный параметр! Чем ближе значение смещения оси к нулю, тем лучше. Положительное значение этого параметра говорит о том, что левое переднее колесо стоит несколько ближе к заднему, чем правое (в нашем случае +7', это примерно 3,5 мм). При отрицательных значениях - наоборот. Поэтому этот параметр характеризует состояние передка кузова (смещение лонжеронов, погнутость элементов подвески и т. п.). Теоретически допустимое отклонение 20...30'. На практике - чем меньше, тем лучше.
 
Регулировка углов установки передних колес

Рис. 1. Угол продольного наклона оси поворота колеса
2019-02-02-14_01.jpg


Рис. 2. Угол развала колеса
2019-02-02-14_02.jpg

Рис. 3. Схождение колес
2019-02-02-14_03.jpg

Для обеспечения хорошей устойчивости и управляемости автомобиля передние колеса установлены под определенными углами относительно элементов кузова и подвески. Регулируют три параметра: схождение, угол развала колеса, угол продольного наклона оси поворота.

Угол продольного наклона оси поворота (рис. 1) — угол между вертикалью и линией, проходящей через центры поворота шаровой опоры и подшипника опоры телескопической стойки, в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля. Он способствует стабилизации управляемых колес в направлении прямолинейного движения. Этот угол зависит от количества регулировочных шайб на концах растяжки. Для уменьшения угла шайбы добавляют, а для увеличения снимают. При установке/удалении одной шайбы угол изменяется приблизительно на 19'. Симптомы отклонения величины угла от нормы: увод автомобиля в сторону при движении, разные усилия на рулевом колесе в левых и правых поворотах, односторонний износ протектора.

Угол развала колеса (рис. 2) — угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью. Он способствует правильному положению катящегося колеса при работе подвески. Угол регулируется поворотом верхнего болта крепления телескопической стойки к поворотному кулаку. При сильном отклонении этого угла от нормы возможен увод автомобиля от прямолинейного движения, односторонний износ протектора.

Схождение колес (рис. 3) — угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля. Схождение можно также определить как разность расстояний между закраинами ободьев, замеренных сзади и спереди колес на уровне их центров. Схождение колес способствует правильному положению управляемых колес при различных скоростях движения и углах поворота автомобиля.

Схождение изменяется вращением регулировочных муфт при ослабленных контргайках наконечников рулевых тяг. Перед регулировкой рейку рулевого механизма устанавливают в среднее положение (спицы рулевого колеса — горизонтально). Признаки отклонения схождения от нормы: сильный пилообразный износ шин в поперечном направлении (даже при небольших отклонениях), визг шин в поворотах, повышенный расход топлива из-за большого сопротивления качению передних колес (выбег автомобиля намного меньше положенного).

Контроль и регулировку углов установки передних колес рекомендуется проводить на станции технического обслуживания. Автомобиль устанавливают на горизонтальную площадку и нагружают в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя (см. ниже). Проверка и регулировка углов на ненагруженном автомобиле допустимы, но дают менее точные результаты. Перед этим следует убедиться, что давление в шинах соответствует норме, износ протектора на левых и правых колесах примерно одинаков, отсутствуют люфты в подшипниках и рулевом управлении, колесные диски не деформированы (радиальное биение — не более 0,7 мм, осевое — не более 1 мм).

Проверка углов установки колес обязательна, если меняли или ремонтировали детали подвески, влияющие на эти углы. В связи с тем, что углы установки передних колес взаимосвязаны, в первую очередь проверяют и регулируют угол продольного наклона оси поворота, затем развал и, в последнюю очередь — схождение.

У обкатанного автомобиля в снаряженном состоянии и с полезной нагрузкой 320 кг (4 человека) в салоне и 40 кг груза в багажнике углы установки колес должны находиться в следующих пределах:

угол развала 0°±30'
схождение 0°00'±10'(0±1 мм)
угол продольного наклона оси поворота 1°30'±30'

Углы установки колес автомобиля в снаряженном состоянии:
угол развала 0°30'±30'
схождение 0°15'±10' (1,5±1 мм)
угол продольного наклона оси поворота 0°20'±30'
 
Установка сход развала своими руками

Если вы любите возиться с машинкой, если СТО находиться далеко или если у вас нет денег на розвал-схождение предлагаю вам метод установки р/с в домашних условиях.
Для етого нам понадобится минимум инструмента и приспособлений.




Угол наклона передних стоек
(угол Кастора), сход, развал.
Прежде, чем начать регулировки,
накачиваем колеса, выставляем
машину на горизонтальную
эстакаду (я делал в гараже с
ямой, под
колеса подкладывал кусочки
ДСП, горизонт проверял по
строительному жидкостному
уровню)


. Рекомендуется
нагрузить машину - 420
кг в салоне и 40-50 кг в
багажнике (я положил три
мешка с песком по 50 кг в салон -
2 на передние сиденья, один на
заднее, больше не было. Но
достаточно, чтобы
смоделировать 2-3-х
пассажиров .
1. Регулируем угол наклона
передней стойки (он же угол
Кастора)
Укладываем на крышки
передних стоек длинную ровную
рейку
таким образом, чтобы край рейки
прошел через центры крышек
Устанавливаем отвес как можно
ближе к колесу
и смотрим в плоскости края
рейки
замеряем расстояние между
центром колеса (предварительно
пометив его, например, мелом) и
отвесом
Затем переходим от углов к
расстояниям. Расстояние от
рейки до центра колеса 620 мм,
т.о. 1 град. угла наклона стойки
соответствует sin(1)*620=10,8 мм.
Учитывая допуск 1,5+-0,5 град,
получаем ему соответствующее
расстояние 11-22 мм, в идеале 16
мм. У меня 10-11 мм, больше
вытянуть не удалось - снял все
шайбы. Наверное, растяжки
потянуты. Но машина ведет себя
нормально, перестала юлить и
колбасить руль. Не обращайте
внимание на мой размер, машина
стоит не горизонтально, это так,
смоделировал, чтобы сделать
фотки.
Дальше регулируем угол
шайбами на растяжках, одна
шайба - 0,3 град., или 3,6 мм.
 
Последнее редактирование:
2. Регулируем развал передних
колес
Выставляем метку на колесе
(только если есть осевое биение
диска) слева или справа
берем отвес и прикладываем его(можно использовать уровень такой как а фото)
к диску колеса в верхней части и
смотрим, насколько ушла
нижняя часть.

беремь линейку и меряем сколько см выходит от резины к уровню

также меряем ето растаяние в низу (оба замера должны не сильно отличатся - к примеру у меня у верху вышло 2см в низу 1.6см допустимо 1-3мм . Плохо если растаяние в низу больше чем в верху )

Наклон колеса должен быть 0
град., т.е оно должно стоять
точно вертикально
Ежели и этого не происходит, то
ослабляем две гайки крепления
стойки к кулаку

и крутим верхний
эксцентриковый болт, тем самым
регулируя угол наклона колеса
до точно вертикального
состояния
Надо отметить, что
эксцентриковые болты иногда
очень сильно "прихватывает",
поэтому надо запастись
рычагами-удлиннителями на
ключи, и желательно иметь
кувалдочку под рукой.
Словарный запас тоже не
помешает У меня левая сторона
крутилась легко, а правый эксц.
болт сдвигал с места целый час
 
Последнее редактирование:
3. Регулируем схождение
передних колес
Идея заключается в том, чтобы
выставить переднее колесо
точно в плоскости, параллельной
плоскости заднего колеса. Т.к.
колея
передних колес на 30 мм больше
чем задних, то нужно учесть, что
переднее колесо всегда
выступает относительно заднего на
15 мм в наружную сторону.
Выставляем руль в среднее
горизонтальное положение
подкладываем (или закрепляем
скотчем) под заднюю боковую
часть заднего колеса прокладку
толщиной 15 мм (можно
спичечную коробку), закрепляем
длинную нить на колесе (я
просто вдел ее в иголку и
воткнул сзади в протектор)


натягиваем нить до переднего
колеса
и прикладываем к переднему
колесу
таким образом, чтобы задняя
часть резины
и передняя часть резины
одновременно касались к нитке


если ето не приисходит ослабляем гайки на рулевых тягах (ключ на 27)
, крутим стяжку на руле

(ключ на 24) до тех пор пока задняя и передняя часть резины не будут прикасатся к нитке
 
Последнее редактирование:
Вопрос такой. Как выставить по центру рулевую рейку? Так как руль раз 100 снимался и ставился, по любому он стоит не очень правильно. Так я вроде выставил правильно, схождение сделал, но хотелось бы удостоверится в точности.
 
Вопрос такой. Как выставить по центру рулевую рейку? Так как руль раз 100 снимался и ставился, по любому он стоит не очень правильно. Так я вроде выставил правильно, схождение сделал, но хотелось бы удостоверится в точности.
У руля 3,5 оборота от края до края.Крути до упора и назад на 1,75 оборота-это центр и выставляй руль прямо.
 
Спасибо за подробную инструкцию.
Но есть вопрос к п. 2. Регулируем развал передних колес.
При замере расстояния от вертикально установленного уровня до средины боковины покрышки не учитывается момент, что под весом груженной машины нижняя боковина будет значительно шире верхней. Не так ли?
 
Спасибо за подробную инструкцию.
Но есть вопрос к п. 2. Регулируем развал передних колес.
При замере расстояния от вертикально установленного уровня до средины боковины покрышки не учитывается момент, что под весом груженной машины нижняя боковина будет значительно шире верхней. Не так ли?

:+1: Поправка верна.Поэтому на всех СТО замеряют от закраин колесного диска.:bravo:
 
И еще совет при домашней регулировке:
Замеры делать дважды, каждый раз прокручивая все колеса (перекатывая автомобиль) на пол оборота колеса (предварительно пометив мелом места замера) и отталкиваться от средней величины замера.
Кстати, на советскую колесную технику и бронетехнику так и указано делать.
Во вложении пример на БРДМ.
 

Вложения

  • Схождение.JPG
    Схождение.JPG
    29.4 KB · Просмотры: 19
Ну у вас и цены.. Я в том году за 80 делал, сейчас уже как раз около 100 наверное
 
Ну у вас и цены.. Я в том году за 80 делал, сейчас уже как раз около 100 наверное

Не,мимо.:(Причем уже давно.Стенд HOFMANN,с контролем четырех колес,как раз 150гр.Было.Весной.
 
Ну у вас и цены.. Я в том году за 80 делал, сейчас уже как раз около 100 наверное

:+1:00000000000
У нас в Крыму в "те времена" 70-80 грн было.
Сегодня же, в эквиваленте на ваши, 100 грн.


з.ы.
Всем остальным:
Я ипал с линейками-уровнями там чё-то вымерять, мелками на колесах меточки ставить, мешки с песком в машину закидывать, чё-то там уравновешивать, и плюс ко всему туда-сюда из ямы лазить....

ИМХО ВЫ ГО-НИ-ТЕ...

з.ы.ы. Хотя каждому свое....
Кому свечи после каждой заправки выкручивать, чтоб цвет нагара посмотреть и экономию бенза считать учитывая халявный кофе на АЗС, а кому (та апще пистец :D) .... дальше ВНИМАНИЕ:ggg:
Рекомендуется
нагрузить машину - 420
кг в салоне и 40-50 кг в
багажнике
ПОЧТИ 0,5 ТОННЫ песка чтоб что-то там "смоделировать"
:ggg::ggg::ggg:

В оконцове на кармане имеем сэкономленные 100 грн.:cool:
ипать вы пацаны даете...
 
з.ы.
Всем остальным:
Я ипал с линейками-уровнями там чё-то вымерять, мелками на колесах меточки ставить, мешки с песком в машину закидывать, чё-то там уравновешивать, и плюс ко всему туда-сюда из ямы лазить....

ИМХО ВЫ ГО-НИ-ТЕ...

з.ы.ы. Хотя каждому свое....
Кому свечи после каждой заправки выкручивать, чтоб цвет нагара посмотреть и экономию бенза считать учитывая халявный кофе на АЗС, а кому (та апще пистец :D) .... дальше ВНИМАНИЕ:ggg:

ПОЧТИ 0,5 ТОННЫ песка чтоб что-то там "смоделировать"


В оконцове на кармане имеем сэкономленные 100 грн.:cool:
ипать вы пацаны даете...
:+1::+1:00000000000000000000

куда катится мир, это еще если не учитывать того, что какая то часть льет моторное в коробас, что бы не покупать коробасное
 
:+1::+1:00000000000000000000

какая то часть льет моторное в коробас, что бы не покупать коробасное
:ggg::ggg::ggg:
И колеса все как один затягивают согласно мурзилке:
Болт крепления колеса 65,0–95,0 Н·м
 
Сверху